НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

На страницу «избранные статьи»

 

 

Алексей Клименко

IMAGO MUNDI

 

Известное всем стихотворение «Август», в котором Борис Пастернак провидит собственные похороны и прощается с жизнью, завершается так:

 

...Прощай, размах крыла расправленный,

Полета вольное упорство,

И образ мира, в слове явленный,

И творчество, и чудотворство.

 

Ключевые слова здесь – об образе мира, которые я вынес в название текста. Отблеск попытки решить эту непосильную задачу для меня – критерий истинности, ценности, если хотите, «настоящности» произведения искусства. Пастернаковское определение «в слове» я, разумеется, понимаю расширительно. Язык художественного текста, которым пользуется артист (т.е. художник в высоком смысле слова, независимо от жанра, в котором он работает), не имеет никакого значения.

«Каждый пишет, как он слышит, не стараясь угодить» – это уже Окуджава. Главное, что в момент творческого акта подлинный художник никому и ничему не стремится угодить. Ни натуре – «чтобы было похоже», ни публике – «чтобы было понятно». В этот момент он – творец, демиург, равный Богу. Он создает то, чего до него не было. Что движет им – «музыка сфер» или волнение собственной крови – неважно.

Недавно устроили выставку художественного творчества младенцев. Едва ли не грудничков. Умиляясь столь раннему дарованию. Не догадываясь, что о даровании говорить не стоит, так как каждый младенец – гений, ибо в нем скрыт творец, и каждый шаг его в освоении мира – шаг глубоко творческий, связанный с осмыслением сложности мира.

Истинный художник – то же дитя, сохранившее в себе, в отличие от большинства, способность к творчеству – художественному созданию образа в стремлении к постижению сущности. Его отличие от младенца – лишь в освоении мастерства, ремесла, что помогает воплощению творческой воли.

Однако само по себе умение делать что-то в любом из видов художественной деятельности к искусству, по большому счету, отношение имеет не всегда. У нас искусством принято называть именно мастерство, мастеровитость, искусность в изготовлении того или иного изделия или продукта, тогда как творческая деятельность – это именно деятельность демиурга, что даже с самыми одаренными случается отнюдь не всегда. Только если очень повезет.

Такой «гамбургский счет» позволяет отделить плевелы от зерен, истинных творцов – от подельщиков в области изобразительного искусства, которым, как ни прискорбно, несть числа.

 

Опубликовано: справочник «Единый художественный рейтинг», вып. 4, 2001 г.

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

На страницу «избранные статьи»