На страницу «избранные статьи»
Алексей
Клименко
IMAGO
MUNDI
Известное всем стихотворение «Август», в котором Борис Пастернак
провидит собственные похороны и прощается с жизнью, завершается так:
...Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство.
Ключевые слова здесь – об образе мира, которые я вынес в название
текста. Отблеск попытки решить эту непосильную задачу для меня – критерий
истинности, ценности, если хотите, «настоящности»
произведения искусства. Пастернаковское определение
«в слове» я, разумеется, понимаю расширительно. Язык художественного текста,
которым пользуется артист (т.е. художник в высоком смысле слова, независимо от
жанра, в котором он работает), не имеет никакого значения.
«Каждый пишет, как он слышит, не стараясь угодить» – это уже
Окуджава. Главное, что в момент творческого акта подлинный художник никому и
ничему не стремится угодить. Ни натуре – «чтобы было похоже», ни публике –
«чтобы было понятно». В этот момент он – творец, демиург, равный Богу. Он
создает то, чего до него не было. Что движет им – «музыка сфер» или волнение
собственной крови – неважно.
Недавно устроили выставку художественного творчества младенцев.
Едва ли не грудничков. Умиляясь столь раннему дарованию. Не догадываясь, что о
даровании говорить не стоит, так как каждый младенец – гений, ибо в нем скрыт
творец, и каждый шаг его в освоении мира – шаг глубоко творческий, связанный с
осмыслением сложности мира.
Истинный художник – то же дитя, сохранившее в себе, в отличие от
большинства, способность к творчеству – художественному созданию образа в
стремлении к постижению сущности. Его отличие от младенца – лишь в освоении
мастерства, ремесла, что помогает воплощению творческой воли.
Однако само по себе умение делать что-то в любом из видов
художественной деятельности к искусству, по большому счету, отношение имеет не
всегда. У нас искусством принято называть именно мастерство, мастеровитость, искусность в изготовлении того или иного
изделия или продукта, тогда как творческая деятельность – это именно
деятельность демиурга, что даже с самыми одаренными случается отнюдь не всегда.
Только если очень повезет.
Такой «гамбургский счет» позволяет отделить плевелы от зерен,
истинных творцов – от подельщиков в области изобразительного искусства,
которым, как ни прискорбно, несть числа.
Опубликовано: справочник «Единый художественный рейтинг», вып. 4, 2001 г.
На страницу «избранные статьи»