На
страницу «избранные статьи»
Дмитрий Толокнов
ХУДОЖНИК И РЕЙТИНГ
Необходимость в рейтинге художников в нашей стране возникла
практически сразу с исчезновением монополии государства в области продажи и
распределения предметов искусства (в лице Союза художников СССР) и с началом
формирования арт-рынка в России.
Под рейтингом художников могут пониматься различные рекомендации и
практические советы коллекционерам и покупателям с указанием приоритетов.
Фактически подобие рейтинга существовало и во времена СССР. Звания, премии,
членство в Академии художеств выстраивало художников в ряд при получении
различных льгот и заказов на «комбинате», а также утверждения цен в салонах
МОСХа и, естественно, в формировании общественного мнения.
До последнего времени при продаже-покупке картин и других
предметов искусства коллекционеры и арт-дилеры были вынуждены пользоваться
различными справочниками и рейтингами, издаваемыми на Западе. Но они охватывают
очень незначительный список художников, действующих на российском рынке, и
ориентированы исключительно на западные стоимостные показатели.
Рейтинг Профсоюза художников – первая попытка обобщить и свести
воедино данные о художниках, активно работающих на нашем арт-рынке или
связанных с ним. Можно ли рейтинг считать совершенным? Естественно, нет. Но он
отвечает степени развития самого российского арт-рынка. Любой вакуум должен
быть заполнен, и необходимость создания подобного справочника уже давно созрела.
Мне кажется, что любые «взлеты и падения» художника в рейтинге не
должны болезненно восприниматься ни самим художником, ни его почитателями.
Художник должен быть прежде всего в ладу с самим собой и заниматься
совершенствованием своего художественного уровня. Рейтинг же – это оценка роли
отдельных личностей (художников) в общем контексте развития искусства,
создаваемого в конкретных исторических условиях конкретными людьми – экспертами
и арт-критиками. И именно история в итоге все расставит по своим местам.
Естественно, с дальнейшим формированием и развитием арт-рынка
будет изменяться и сам механизм рейтингования. Тем более кажутся непонятными
возгласы ряда искусствоведов и арт-критиков против самой идеи рейтинга – вместо
помощи и участия в совершенствовании механизма его составления.
К сожалению, сейчас при оценке тех или иных художников, особенно
высших категорий, мы часто обращаемся к их признанию на Западе. Хотелось бы,
чтобы рейтинг был более применим именно к условиям российского арт-рынка и
значимости художников прежде всего у нас. Естественно, с учетом их вклада в
мировое искусство.
И все же рейтинг является важнейшим шагом по созданию в нашей
стране единого художественного поля с учетом различных взглядов и мнений на
исторический процесс развития российского искусства в условиях возникшего
арт-рынка.
Опубликовано: справочник «Единый художественный рейтинг», вып. 4, 2001
г.
На страницу «избранные статьи»