НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

На страницу «избранные статьи»

 

 

Вильям Мейланд

РЕЙТИНГ, РЕЙТИНГ, РЕЙТИНГ

 

Положение художественной личности по отношению к своим коллегам всегда было предметом волнений, зависти и всяческих страстей. И хорошо, когда речь идет о здоровой естественной конкуренции, от которой прочий мир только выигрывает. Например, таким было когда-то знаменитое соперничество Микеланджело и Леонардо да Винчи.

Если бы наши секретари разных творческих союзов, а равно и их рядовые члены конкурировали на высоком творческом уровне, Россия, Москва и другие города и веси были бы сегодня садом искусств, а не сочетанием сомнительных строек и несомненных помоек, украшенных кудрявой архитектурой и дубинообразными памятниками разной степени развесистости.

Практика показывает, что рейтинг мало пугает людей состоявшихся, уверенных в себе и своем деле. А нервничают, суетятся и кричат, как правило, те, кто не очень хорошо ведает, что творит, то есть неспособен к самоанализу и спокойной оценке художественных явлений.

Рейтинг – это не дамское суждение художника о себе или дружеское благоволение к отдельно взятым товарищам. В «Мертвых душах» у Гоголя, помнится, тоже был своеобразный рейтинг, где все дамы делились на «дам просто приятных» и на «дам, приятных во всех отношениях».

Рейтинг – это прежде всего суждение экспертов, суждение профессиональное, основанное на знаниях и многолетнем опыте общения с искусством.

В определенном смысле рейтинг – это процесс и это стимул для развития художника. И, наоборот, если самолюбие патологически ущемлено, если налицо, не дай Бог, мания величия или еще какое-нибудь подобное отклонение, то неизбежны соответствующие последствия, а именно перевод творческих усилий в сферу интриг и административного мышления, в сомнительную область склок и озлобления, итогом чего бывает прежде всего творческая импотенция.

К сожалению, примеров последнего явления великое множество, особенно в наше время перемен, пробудившее огромный поток дилетантов, не желающих понять, что испытание свободой — это одно из самых трудных испытаний для художника.

Рейтинг строится как пирамида, где высшую, узкую часть формируют большие признанные мастера. Основание же пирамиды составляет в лучшем случае растущая молодая, а в худшем – инертная масса производительных или дремлющих авторов изобразительного цеха.

Динамика роста или деградация тех и других и есть предмет забот экспертов, занимающихся рейтингом.

 

Опубликовано: справочник «Единый художественный рейтинг», вып. 3, 2000 г.

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

На страницу «избранные статьи»