На
страницу «избранные статьи»
Положение художественной личности по отношению к своим коллегам
всегда было предметом волнений, зависти и всяческих страстей. И хорошо, когда
речь идет о здоровой естественной конкуренции, от которой прочий мир только
выигрывает. Например, таким было когда-то знаменитое соперничество
Микеланджело и Леонардо да Винчи.
Если бы наши секретари разных творческих союзов, а равно и их
рядовые члены конкурировали на высоком творческом уровне, Россия, Москва и
другие города и веси были бы сегодня садом искусств, а не сочетанием
сомнительных строек и несомненных помоек, украшенных кудрявой архитектурой и
дубинообразными памятниками разной степени развесистости.
Практика показывает, что рейтинг мало пугает людей состоявшихся,
уверенных в себе и своем деле. А нервничают, суетятся и кричат, как правило,
те, кто не очень хорошо ведает, что творит, то есть неспособен к самоанализу и
спокойной оценке художественных явлений.
Рейтинг – это не дамское суждение художника о себе или дружеское
благоволение к отдельно взятым товарищам. В «Мертвых душах» у Гоголя, помнится,
тоже был своеобразный рейтинг, где все дамы делились на «дам просто приятных» и
на «дам, приятных во всех отношениях».
Рейтинг – это прежде всего суждение экспертов, суждение
профессиональное, основанное на знаниях и многолетнем опыте общения с
искусством.
В определенном смысле рейтинг – это процесс и это стимул для
развития художника. И, наоборот, если самолюбие патологически ущемлено, если
налицо, не дай Бог, мания величия или еще какое-нибудь подобное
отклонение, то неизбежны соответствующие последствия, а именно перевод
творческих усилий в сферу интриг и административного мышления, в сомнительную
область склок и озлобления, итогом чего бывает прежде всего творческая
импотенция.
К сожалению, примеров последнего явления великое множество,
особенно в наше время перемен, пробудившее огромный поток дилетантов, не
желающих понять, что испытание свободой — это одно из самых трудных испытаний
для художника.
Рейтинг строится как пирамида, где высшую, узкую часть формируют
большие признанные мастера. Основание же пирамиды составляет в лучшем случае
растущая молодая, а в худшем – инертная масса производительных или дремлющих
авторов изобразительного цеха.
Динамика роста или деградация тех и других и есть предмет забот
экспертов, занимающихся рейтингом.
Опубликовано: справочник «Единый художественный рейтинг», вып. 3, 2000
г.
На страницу «избранные статьи»