На страницу «избранные статьи»
Андрей Благосклонов
Арт-бизнес в России – «кот в
мешке»
или идеальное вложение денег?
1.
Арт-бизнес…
знакомое, казалось бы словосочетание. Действительно, «арт» – ну, этого сейчас
хватает: «арт-клуб», «арт-галерея», «боди-арт» и множество прочих
словосочетаний включают в себя это слово, тем самым причисляя себя к миру
искусства или намекая на свои творческие начала. А уж что такое «бизнес» –
объяснять никому не надо.
Об
арт-бизнесе обычно говорят лишь как о «Летучем Голландце» – вроде где-то
плавает, кто-то его видел, кто-то о нем слышал, но… Что он есть такое и в чем
его загадка, не знает практически никто.
Вообще
говоря, под «арт-бизнесом» принято понимать вид экономической деятельности по
оценке и распространению произведений искусства. В своей базовой форме
арт-бизнес начал развиваться уже в далеком прошлом, сопровождая в своем
развитии становление искусства как общественно значимого и незаменимого
явления.
Сегодня
это понятие прочно вошло в жизнь современного европейского и западного
общества, где наряду с товарно-сырьевыми рынками сформировалась система
торговли произведениями искусства – арт-рынок. И на Западе искусство, а точнее,
конкретное произведение искусства вне арт-рынка рискует оказаться «непричисленным»
к искусству: прагматичный среднестатистический обыватель не поверит в ценность
некоего произведения до тех пор, пока ему не будет представлено авторитетное
обоснованное объяснение, что перед ним не ширпотреб, а действительно шедевр, –
и если да, то как, отчего и почему. И самое главное – сколько он стоит. Но не
потому, что такую цену «сплеча» навесил сам художник, а потому, что стоимость
обусловлена теми или иными объективными факторами – художественным уровнем
исполнения, известностью автора и т.п. Ведь если упомянутый рядовой обыватель,
как правило, не сомневается в высокой стоимости произведений искусства, чей
возраст измеряется столетиями, то доходчиво разъяснить реальную стоимость
современных ему шедевров надо еще постараться.
В
западном мире художник – не просто «вид творческой деятельности», а профессия,
социально активная единица, тесно связанная с деятелями экономической сферы –
менеджерами, юристами, галереями и торговыми домами. Иначе просто не выйти на
потребителя своего творчества. Художник, творящий «просто так» – для себя или
ни для кого – редкость. Из этого следует простой вывод: в цивилизованном
западном мире именно цивилизованный арт-бизнес формирует пристрастия
потребителя, диктует правила торговли произведениями искусства и оценки их
реальной стоимости.
Что же
творится у нас? Просто переложив все вышеизложенное на то, что происходит со
взаимоотношениями «художник – рынок – покупатель» у нас в стране и сравнив,
легко понять, что арт-бизнес – понятие не из жизни современной России.
Печальная реальность: цивилизованный арт-рынок в нашей стране не сформирован.
Почему?
2.
Наверное,
будет правильным не углубляться в очередной пересказ всех политических
перипетий, в которых наша Родина побывала за последнее столетие, хотя их роль,
безусловно, немаловажна. Развал Советского Союза открывал для культурного
развития страны невиданные просторы: исчезла жесточайшая цензура, десятилетиями
сковывавшая по рукам и ногам не только художников, скульпторов и литераторов,
но и всех творческих людей. Рухнул «железный занавес», дав тем самым
возможность «выйти в мир». Появилась возможность на цивилизованном уровне
выплеснуть накопившейся творческий потенциал и на абсолютно равных условиях
возвести Россию в ряд стран, считающихся золотым культурным фондом планеты. Но…
Сегодняшняя
реальность говорит сама за себя. Увы, существующие творческие союзы художников
являют собой бестелесные бюрократические машины, в конвейерном порядке
пополняющие свои многотысячные ряды новыми членами и по своему усмотрению
распределяющие оставшиеся в наследство от СССР мастерские и огромные
выставочные площади. «Внешней политикой» и работой с общественностью эти
организации давно уже не занимаются. Коммерческие галереи имеют несколько
«своих» художников и круг «пригретых» клиентов, и остальное вокруг происходящее
им безразлично. Муниципальные выставочные залы проводят плановые выставки
вперемешку с мероприятиями культурно-досугового характера, в качестве
регулярной аудитории располагают скучающими пенсионерами из соседних домов, а
верхом роскоши считают присутствие местной администрации в особо торжественных
случаях.
Художник
в современной России – вовсе не профессия, и наряду с пенсионерами и студентами
это самая социально незащищенная группа. Ведь творческие союзы не только не
оказывают помощи в выходе на рынок, но и даже свою основную функцию – защиту
прав и интересов своих членов – не выполняют, забыв о ней в суматохе с разделом
упомянутого наследства от советской власти, огромных площадей недвижимости в
престижных районах столицы. Вот и получилось, что художник остается один на
один со всем миром вокруг, живущим по своим, жестоким законам, весьма далеким
от неприкосновенно чистого мира творческой мысли.
Как же
быть? Как решить эту проблему?
«Как
хочешь, так и выживай», – говорят везде и всюду. Но если коммерсант или
представитель власти бросят подобную фразу в адрес бабушки-пенсионерки, их
безнравственное поведение по крайней мере будет объяснимо с «рыночных» позиций
– им нечего с нее взять, все, что могла, она уже сделала. Но художник-то в
данном случае выступает, как потенциальный производитель, – у него есть его товар,
за который он может получить деньги, тем самым принеся выгоду и себе, и
посреднику, который обеспечит наиболее выгодное решение этой сделки, и, что
самое интересное, государству, которое получит, наконец, свои налоги, о необходимости
заплатить которые оно этому художнику неоднократно напоминало.
Так,
может быть, вот и ответ? Ведь весьма логично, что любым делом должен заниматься
профессионал: писать картины должен профессиональный художник, а продавать –
профессиональный продавец. Казалось бы, вставай, художник, беги, ищи того
самого посредника, который закрутит колесо фортуны в нужную сторону, и все
проблемы будут решены! Ан нет. Нет посредника. По крайней мере, того, с кем
обычный художник мог бы чувствовать себя на равных.
Пока, к
большому сожалению, отношения посредников (в лице коммерческих галерей и
независимых менеджеров) с художниками строятся, как правило, по следующей
схеме: «продукт хорошего спроса» по «низкой отпускной цене» – хорошо, неси (а
хороший спрос всегда существует на низкокачественный китч: непреодолимая тяга
непросвещенного потребителя к бесконечно тиражируемым «шишкинским» пейзажам,
«айвазовским» маринам и безликой «обнаженке» во многом определяет облик, цены и
ассортимент многих галерей). Если же произведение действительно претендует на
то, чтобы называться «искусством», то есть уникально по стилю исполнения и для
успешной продажи требует от продавца дополнительных усилий «пропагандиста», – в
лучшем случае предложат «нести», но «ниже отпускной цены», в худшем – вообще
откажут, так как на его фоне будет проигрывать основной товар…
И если
вы думаете, что в нищете и безвестности талантливые перспективные художники
рисковали оказаться только во времена Ван Гога, знайте, что и «в наш атомный
век, в наш каменный век», где «на совесть цена – пятак» (как писал Галич),
такое происходит сплошь и рядом.
3.
Все денежные отношения во всем мире строятся на том, что если у одного
человека есть что-то, что он хочет продать другому человеку, который хочет это
купить, то третий человек может на этом заработать. Это простая истина понятна,
естественно, и русскому уму. Но ее не связывают с произведениями искусства
никоим образом, хотя профессиональные арт-менеджеры появились в современной
России более двенадцати лет назад. И не связывают именно потому, что в России
некому сейчас авторитетно сказать, что есть что.
Россия ведь страна исключительных крайностей: был храм – будет бассейн,
был бассейн – будет храм. Шутка, конечно, злая, но если бы это была шутка…
Такие же крайности и с миром искусства: есть Манеж и Центральный Дом Художника
(ЦДХ) – это «высший пилотаж» и большие деньги, есть уличные «вернисажи» – с
полным ассортиментом китча на любой вкус, цвет и размер, и есть галереи –
каждая, как улитка в своей собственной крепости-ракушке. Вот вам и отношение
непросвещенной публики к современному искусству: если картина выставлена в ЦДХ
или Манеже – это, видимо, неплохая вещь. Если на улице, тоже все понятно –
дешевая поделка или забавный сувенир. А коммерческие галереи чаще всего
устраивают лишь «тусовки для своих» и непонятные простому смертному
«перформансы».
И
получается, что стоимость варьируется не от того, что продается, а от
того, где продается! Абсурд? Нет, это реалии сегодняшнего дня: разброс
цены на одно и то же произведение может быть колоссальным в зависимости от
«географии»: в малопрестижном зале на окраине – небольшая цена (лишь бы
купили), ну, а к примеру, в ЦДХ – совсем другая, соответствующая престижу… С
товарно-сырьевыми отношениями как-то проще и понятней: если турецкая подделка
вместо вьетнамского рынка попадет на прилавок фирменного бутика и будет
выставлена по цене «брэндового» товара – это уже откровенный обман потребителя,
а то и криминал. А в мире искусства такая бредовая ситуация считается вполне «нормальной»,
и никто не может запретить плагиаторам и бездарностям откровенно обманывать
несведущих, но платежеспособных покупателей, и продавать им подчас за серьезные
деньги товар крайне низкого качества. Российский клиент некомпетентен и
неподготовлен, и гораздо проще продать ему милый мастерски выполненный китч,
чем в поте лица доказывать «историческую» ценность реального шедевра, на
котором, может, и нарисовано «непохоже», и позолоченная рама не всегда
присутствует. Можно ли назвать такой рынок цивилизованным?
Галереи
не занимаются «PR», статьи по
искусству пишутся искусствоведами сложным и чуждым простому зрителю языком, а
материалы по искусству в СМИ настолько бесхарактерны или слащавы, что привлечь
внимание публики просто не в состоянии.
«Прагматичные
западные арт-бизнесмены зарабатывают деньги, у нас же галеристы распределяют
славу. Другими словами, арт-рынка не существует, а следовательно, нет и
регулирующей художественную жизнь силы, т.е. правят не законы, а люди со
своими пристрастиями, амбициями и прочими эстетическими пузырями» – пишет
художественный критик Вильям Мейланд в своей статье «Особенности национального
арт-рынка». А без арт-рынка об арт-бизнесе можно не говорить.
Можно
ли изменить сложившуюся ситуацию? Да, можно.
4.
Искусство
всегда привлекало людей – специалистами доказано, что «тяга к прекрасному»
заложена практически в каждом человеке и рано или поздно обязательно проявит
себя. Естественно, впоследствии это стремление просто найдет различные способы
реализации: кто-то начнет активно и без особого разбора посещать все подряд
музеи, кто-то возьмется за книги, а кто-то начнет мастерить поделки из спичек.
Тем не менее, факт остается фактом – потребность человека «найти себя» через
искусство никогда и никуда не исчезала.
А
значит, российский социум еще окончательно не превратился в общество «глупых
самодовольных обывателей», и потенциальный интерес у людей к миру искусства
есть. Но в условиях отсутствия необходимого информационно-стимулирующего
воздействия, необходимого «PR» искусства, этот
интерес трансформировался в латентную форму и скрылся на втором плане за
обывательскими нуждами.
Мы
определили крайне важную отправную точку: интерес российского общества к
событиям мира искусства возродить можно, причем для этого публику нужно лишь
слегка «подтолкнуть» в нужном направлении и снабдить необходимыми ориентирами.
А
теперь можно заговорить и о главном: публика и бизнес. Точнее, арт-бизнес.
Люди во
всем мире понимают, что приобретение произведения искусства и, например,
стиральной машины – вещи в корне разные. Естественно, речь идет не о
культурно-эстетическом равенстве или различии произведения искусства и бытового
прибора, – мы же сейчас говорим о бизнесе. Так вот, мы подошли, наверное, к
главному: приобретение стиральной машины или любого другого предмета обихода –
это, как правило, трата денег, какую бы пользу впоследствии этот предмет
ни принес. Приобретение же произведения искусства – это, как правило, вложение
средств. Все просто: истинные произведения искусства (не ширпотреб или китч,
выдаваемый умелыми дельцами за шедевр) со временем только растут в цене.
То есть
вполне возможно, что человек, купив сегодня картину за несколько сотен у.е.,
оставит своим внукам в наследство шедевр многотысячной стоимости. Вспомните
недавнюю продажу «Черного Квадрата» Казимира Малевича за один миллион долларов
– при том, что с момента создания этого произведения не прошло и века, а
например, даже в Большом энциклопедическом словаре 1978 года вообще не
указывался факт существования такого художника…
Во всем
мире подобные процессы не вызывают никаких сомнений. Вспомните, что даже в
западных фильмах преуспевающие люди (как правило, в кино это утрированные
образы: сверхбогатые гангстеры или изощренные амбициозные гении) изображаются
продвинутыми искусствоведами, которые наряду с борьбой за мировое господство
занимаются формированием огромнейших частных коллекций шедевров мирового
искусства. Все правильно – таким и является образ человека, который
действительно знает, куда вложить свои средства. Даже швейцарский банк не может
обеспечить такого уровня сохранения и прироста капитала – потому что есть то,
что действительно вечно. То, что со временем будет только дорожать. И это –
произведения искусства.
Остается
лишь… сделать правильный выбор.
Зная
это, можно все расставить на свои места. Человек, желающий что-либо приобрести
– себе или в подарок – и стоящий в галерее или выставочном зале перед картиной,
прежде чем выбирать само произведение, должен определиться с тем, что именно он
хочет сделать: вложить деньги или их потратить.
Ведь
китчевые пейзажики и натюрморты никто покупать не запрещает, так же, как и
бесчисленные копии работ известных мастеров или вариации на их тему. Если
картина подбирается из такого расчета, чтобы изображенное на ней подходило к
раме под цвет обоев и хорошо смотрелось на стене в спальне, то приобретение
такого рода работ является нормальным желанием разнообразить интерьер и обиход
и смело может быть приравнено к процессу приобретения люстр, мебели и прочей
утвари. Главное то, что об искусстве в данном случае речь не идет. Существует
распространенное заблуждение, что некий уровень задает уже сам факт того, что
приобретаемый предмет – не просто «плакатик», а «холст, масло». Это отнюдь не
так, и главное, что должен знать покупатель подобной современной «живописи» –
цена на подобные произведения никак не может превышать несколько сотен у.е., а
зачастую заслуживает лишь быть чуть дороже стоимости холста, красок и рамы
(плюс комиссионные продавца).
Приобретение
подобных произведений никогда не будет вложением средств, хотя существует
опасность попадания в капкан еще одного заблуждения – что рано или поздно любая
картина станет антиквариатом. Конечно, формально это так. Но антиквариатом лет
через пятьдесят станет и бабушкин комод, и дедушкина сабля, и резной дубовый
столик, и швейная машинка времен войны! «Вложение» денег в потенциальный
антиквариат – тема отдельного разговора, но можете быть уверены, что в этом
отношении существуют гораздо более выгодные альтернативы, чем сомнительная
«живопись». Ассортимент нынешних «уличных вернисажей» и мелких галерей с
прошествием времени, скорее обесценится совсем, нежели будет претендовать на
попадание в лоты антикварных аукционов.
Итак, с
«уличной» живописью вроде бы все понятно – это приобретение исключительно для
«утилитарных» целей, делать это можно, исходя из субъективных факторов
«нравится – не нравится», «подойдет – не подойдет», даже, в конце концов, из
цвета и размера. Стоит повторить, что об искусстве в данном случае речь не
идет, и здесь самое главное – банально не переплатить. Так, например, никогда
не станет произведением искусства телевизор, покупая который, вы явно
постараетесь не заплатить за «Рубин» цену «Sony», и имеете полное право рассердиться на человека, который рискнет
предложить вам подобную «сделку».
Если же
ваша цель – именно вложение средств, то есть приобретение истинных шедевров,
все становится гораздо сложнее. Возвращаясь к проблемам России и к тому, о чем
уже было сказано выше, скажем: сегодня не существует никакого реально
действующего, свободного и демократичного «центра», информация которого была бы
общедоступной (освещалась газетами и телевидением) и могла бы достоверно
просветить заинтересованного человека в вопросах того, что из продающегося в
салонах, галереях и на вернисажах действительно является произведениями
искусства, достойного вложения денег, а что не более, чем китч.
А на
деле это означает, что сегодня заинтересованный в добросовестной сделке
покупатель должен самостоятельно, по крупицам, выискивать необходимую
информацию о заинтересовавшем его авторе или произведении.
Но это
вовсе не означает, что самого искусства нет! Пусть из десятков тысяч российских
художников, может быть, лишь сотни могут претендовать на «место в вечности» и
признанность ведущими музеями мира, но эти «бриллианты» возможно найти уже
сегодня и сделать правильный выбор в отношении вложения средств!
Только
вот как их найти?
Да, не
каждый галерист объективен в оценке выставляемых им работ. Да, далеко не всегда
широкая реклама мероприятия и огромные выставочные площади гарантируют ценность
представленных там произведений. Да, верный выбор «на глаз» сделать без
специального образования и опыта крайне непросто, а советы продавца могут быть
не совсем беспристрастными. Но ведь тем и отличается приобретение произведения
искусства от покупки упомянутого телевизора – ответственность за правильный
выбор шедевра изобразительного искусства гораздо выше.
Но на
самом деле все не так безрадостно и безысходно, и, к счастью, найти путь к
верному решению все же возможно.
Главное,
будучи настроенным найти произведение искусства именно для идеального вложения
средств, не стоит ломиться в первую попавшуюся торговую точку и покупать там
то, что продается «задорого», оформлено богато и поставлено на видное место.
Существуют искусствоведы и эксперты художественного рынка, профессия и работа
которых – определять верные тенденции или обличать посредственности, и если мы
при выборе картины или скульптуры будем прислушиваться к их мнению, то никогда
не наткнемся на «кота в мешке».
Конечно,
компетентную информацию придется поискать: эти специалисты не всегда имеют
выход на массовую аудиторию, их материалы нечасто можно увидеть на страницах
СМИ или в телеэфире. Это естественно, ведь им приходится многих критиковать,
тогда как в «культурных» разделах современных газет и журналов до сих пор
принято каждого упомянутого хвалить и каждой завитушкой восхищаться. Поэтому
объективную, непредвзятую информацию найти в «периодике» достаточно
проблематично.
Но
серьезно настроенного человека подобная ситуация не должна удивлять и, тем
более, останавливать. Ведь существуют специализированные искусствоведческие
издания, составленные не на «злобу дня», а науки ради. Можно даже обратиться за
консультацией в признанные экспертные организации (например, такие, как
Институт искусствознания, Третьяковская галерея, Академия художественной
критики). Для этих целей издается и справочник «Единый художественный рейтинг».
И когда мы по рекомендации профессиональных искусствоведов посетим серьезную
галерею и приобретем там настоящее произведение искусства – это и будет
означать начало построения цивилизованного арт-рынка.
В
заключение хочется пожелать всем участникам художественного процесса в России
больше внимания уделять вопросам просвещения именно неподготовленной публики
(среди которой немало потенциальных клиентов), то есть тому самому «PR» искусства, о необходимости которого сейчас очень
много говорят эксперты и арт-критики. Ведь без должного PR-воздействия обыватель рано или поздно вообще может
перестать видеть разницу между картиной на стене в музее и рекламным щитом
перед его домом. Так давайте сделаем все, от нас зависящее, чтобы этого не
произошло.
А
дальше можно будет с уверенностью сказать, что для России ничего не потеряно, и
с увеличением количества качественных единичных сделок мы плавно перейдем к
формированию качественного арт-рынка.
Опубликовано: справочник «Единый художественный рейтинг», вып. 7, 2003
г.
На страницу «избранные статьи»