На страницу «избранные статьи»
Аркадий Шалыгин
Хорошо известно, что в современном искусстве неискушенному зрителю,
а бывает, что и искушенному, трудно отличить гения от шарлатана. Случается, что
в живописи за правильностью скрывается банальность, а вольный мазок мастера
кажется детским пассажем.
Это подтверждает и реплика Игоря Метелицына (Арт город, 2009, № III
(22), с. 56), и эпатажный проект Tadjik–art (хочется добавить .ru) на выставке
«Петербург 2009» в Манеже (СПб, 2010). В этом замечательном проекте
гастарбайтеры делали так, легко махая, шедевры Уорхола, Поллока, Ротко, Фонтана
… И получалось. Ну, почти, почти … почти!
Проект «Арт–рейтинг» может помочь «войти» и в современное
искусство, и в сложный процесс арт-рынка. В Арт–рейтинге – в Едином
художественном рейтинге Профессионального союза художников – сделана некая
попытка классификации: расположить художников по уровню реализации их дарования
с учетом, конечно, участия в престижных выставках, внимания к ним средств
массовой информации, искусствоведов, музейных работников, членства в союзах,
творческих объединениях и прочее… Подобная попытка поставить художников в ряд
«по росту» может показаться безнадежной. Но она удалась. Поставленная задача
решена, правда, без особых претензий на полную строгость и объективность, что и
хорошо. Арт–рейтинг включает уровни от начинающих до всемирно признанных
великих классиков.
Дмитрий Северюхин, участвовавший в его подготовке как руководитель
рейтингового центра в Петербурге, отметил: «Задача Арт–рейтинга – ориентировать
покупателя на рынке. А на рынке произведения, скажем, таких «недоучек», как
Елена Фигурина или Владимир Овчинников, ценятся гораздо выше, чем работы иных
заслуженных академиков».
Арт–рейтинг как бы охватывает простые и общеизвестные
классификации. Например, по уровню образования: самоучка, среднее, высшее
художественное; по членству в Союзе художников России: состоит или не принят;
по официальному признанию: заслуженный художник РФ, народный или простой; по
отношению к Академии художеств: действительный ли член, член–корреспондент или
не член. Арт–рейтинг — серьезная и информативная классификация.
Если Вы озабочены встречей с работами художников в смысле их
приобретения, то Арт–рейтинг поможет в Ваших сомнениях. Чтобы избежать
подделок, покупайте, как это делал в свое время Павел Михайлович Третьяков,
работы современных художников, следуя и вашему собственному чутью, и советам
друзей. Бывает, что внимание привлекают работы, выполненные в «модных» стилях,
которые можно назвать «парадными», «нарядными», или в «китчевых», «шокирующих»,
«провокационных». Но здесь надо быть осторожным.
– На что же все–таки при приобретении картин следует обращать
внимание?
– На искренность и мастерство, на оригинальность или
привлекательную стилизацию, на соблюдение законов (в рисунке, цвете,
композиции) или такое их нарушение, которое, следуя идеалам свободного
эстетизма и развития искусства, являет новую живописную систему. Высшее
достижение заключается в обобщении и синтезе, в образе и символе, выражающих
эпоху, отображающих жизнь во всех ее проявлениях. Высочайшее же — когда в
работе есть тайна. Она есть, ее чувствуешь, а в чем она заключается, не
скажешь.
– Ну, а как выгодное вложение денег?
– Это как с рисковыми акциями: может, повезет, а может, и нет. Во
всех случаях картина в доме доставит радость, и, надеюсь, сделает вас более
счастливыми. Не будьте нерешительными, дерзайте!
Дорогой друг, участвуйте в аукционах, надейтесь, что какая–нибудь
одна, случайно купленная картина сделает Вас (или вашего наследника)
миллионером!
Опубликовано: журнал «Арт
Город», № 1 (24), 2010 г.
На страницу «избранные статьи»