На страницу «избранные статьи»
Виталий Грибков
ФАКТУРА В ЖИВОПИСИ КАК МЕТАФОРА БЫТИЙНОСТИ
1.
Дайте мне уличную грязь, и я сделаю из нее
прелестный оттенок женской кожи.
Эжен Делакруа
Мне представляется более правильным говорить
почти всецело о краске, а не о цвете, так как в понятие краски, кроме абстрактного
цвета, входит и материальная ее консистенция, именно в том виде, в котором ею
оперирует художник.
Василий Кандинский
В живописи присутствуют две направленности. Одна, преобладающая в социуме,
работает с готовыми знаками и стилями, наработанными культурой, доводя до
совершенства визуальные тенденции и структуры.
Вторая тенденция живописи ориентирована на осознание процессов визуального
восприятия. Здесь изобразительная стилистика находится в становлении, пребывает
лишь в начальном проявлении. Акцент сосредоточен на переживании окружающей
среды, а не на коммуникативных аспектах в организации изображения. Свойства материала,
формообразующего изображение, приобретают особое семантическое значение.
Художественное воздействие на зрителя краски и фактуры изобразительной
плоскости традиционной картины было внимательно проанализировано. Примером
может служить следующий текст искусствоведа В.М. Полевого: «Именно здесь
происходит главное таинство живописи: из слоя краски возникает изображение.
Обычно при обозрении классической живописи эта точка зрения образуется на
расстоянии одной с половиной диагонали картины. Но этого мало – живопись
включает не только изобразительные эффекты, т.е. не только изображение объема
предметов пространственной среды, где они размещены, не только свет, тени, цвет
предметного мира, не только воздушную массу, изображение физических и душевных
движений и т.д. и т.п. Живопись включает в себя также выразительность слоя
краски и манеру ее нанесения на холст, ее фактуру и пластику мазка. Поэтому,
обозревая картину, надо внимательно искать ту точку зрения, тот момент, где
слой краски только-только еще переходит в изображение, т.е. то мгновение, где
одновременно взаимопереходят и осуществляют выразительность
изображения и красочная, как говорят итальянцы, «pasta».
Здесь заключается самое сокровенное таинство – сотворение живописи. Именно
там обитает душа живописи, и там же она справляет праздник своей чувствительной
плоти. Иной раз манера письма словно бы растворяется в форме предметов, изображенных
в картине, так сказать, «умирает» в этой форме. Иной же раз художник готовит на
холсте такую благоуханную «pasta», что покажется, будто эту живопись надо как
бы вкушать серебряной ложечкой».
Итак, картина – не только оригинальное изображение. Это поверхность,
находящаяся в пространстве, наряду с другими поверхностями, стеной,
поверхностями других картин.
Чтобы «видеть картину», надо видеть стену, на которой она висит. Надо
подходить к картине близко, чтобы ощутить рельеф ее фактуры, и отходить, чтобы
видеть всю изобразительную плоскость целиком, не собирая изображение частями,
вертя головой. Созданием представления о красочной поверхности картины, используя
несколько точек зрения, переживается живопись в ее полноте. Иначе достаточно
было бы рассматривать изображения картин с помощью альбома открыток.
Поверхность изобразительной плоскости в картине – своеобразная
синтез-метафора всех поверхностей в окружающем пространстве, поверхностей,
отражающих лучи света, которые являют наблюдателю предметность мира.
Поверхность картины имеет значение не только техническое, не только
стилистическое, реконструирующее трехмерность в
двухмерное изображение (о чем всегда упоминали исследователи живописи), но и
онтологическое.
В ХХI веке живопись своей структурой актуализирует
новые смыслы.
2.
Вся современная история живописи, ее усилия
выйти за пределы иллюзионизма и обрести свои собственные измерения обладают
метафизическим значением.
Морис Мерло-Понти
Развитие техники позволило в ХХ веке создать новые системы сохранения и
передачи визуальной информации. Эта информация в виде телевидения, кино,
рекламы и искусной полиграфии, дублирующей фотографию и изобразительное искусство,
плотно окружает нас в жизненном пространстве, воздействуя ежедневно. Появление
во второй половине века компьютерной техники позволяет каждому с ее помощью
сочинять изображения, членя, деформируя уже готовые образы и стили искусства,
или фантазировать, компонуя, соединяя цвет и геометрию фигур.
Количество информации, получаемой от системы традиционной живописи,
достигла минимального уровня. Живопись может исчезнуть, и это исчезновение
общество может как бы и не заметить. Рынок изобразительного искусства уже
превратился в рынок антиквариата и «постеров» – изобразительных
клише. А специфическое переживание, получаемое от самой живописи, достигается
не при общении с современным искусством, а при посещении национальных галерей живописи.
По силе воздействия информацией живопись неспособна конкурировать с новыми
информационными системами. В 1961 году на Французской выставке культуры и
промышленности (Москва, парк Сокольники) в лекции о живописи художник-абстракционист
Жан Базен ярко и точно сформулировал: «Фотография и
кинематограф обладают возможностью непосредственного воздействия, колдовскими
чарами в тысячу раз большими, зрителем в тысячу раз более многочисленным, чем
живопись. Живой документ, например, фильм, снятый в концентрационном лагере, потрясает
нас с такой силой, что мы не можем этого вынести».
3.
И только живопись еще ищет себя...
Николай де Сталь фон Гольштейн
Если живопись хочет сохранить себя, она должна осознать, что имеется в ее
традиционной деятельности, не поддающееся дублированию другими визуальными
системами, и актуализировать именно эти свойства.
Очередная модернизация изобразительных средств приведет только к
возникновению еще одного нового модного явления в изобразительном искусстве
типа поп-арта, гиперреализма, концептуализма.
Распространенная сегодня тенденция производить художниками живописные картины в
качестве украшения интерьеров жилища легко дублируется деятельностью
современного дизайна. Картины штампуют из различных материалов разнообразными
способами и технологиями их изготовления. «Традиционная картина» при этой
тенденции реализуется лишь как имитация живописной стилистики ушедших в прошлое
школ живописи.
Все эти объекты входят в тот ряд продукции, которая созидается современной
визуальной деятельностью, получившей название виртуальной культуры.
Детальное описание ее – особая тема. Здесь важно отметить, что эта деятельность,
игра культурными текстами, идеологиями и создание компьютерной комбинаторики
случайностей и фантазий не соответствует наработанному моторно-телесному опыту
человека.
Несомненно, виртуальный «постмодерн» дает
обществу новые оттенки в представлении о разнообразии жизни и свободе, но
ценности феномена живописи осознаются при ином взгляде.
4.
Картины создают не иллюзию реальности, а
осознание своего бытия в мире. Это не иллюзия. Это вполне оправданная, если не
единственная цель в живописи.
Джеймс Джером Гибсон
Классическая философия и, в частности, Иммануил
Кант последовательно разрабатывали методологию познания. А в двадцатом веке в
философии интерес от гносеологии переместился к онтологии. В центре внимания
Мартина Хайдеггера становится проблема бытия. Феноменологическая
философия описывает познание в качестве процесса, в котором человек выступает
как единство тела и сознания. Для восприятия «истины или сущности»
требуется встреча природы-материи и моторно-чувственного единства человека.
Фиксация этой встречи изображением реализуется в системе живописи,
благодаря ее специфической деятельности, специфических средств. Эти признаки
живописи следующие: моторность изобразительной деятельности живописца; материя
краски – особого вещества, материализующего изображение; цветовая конструкция –
свойство картины собирать в единое формы и детали изображаемого,
элементы изобразительного языка и различные значения, присутствующие в изображении.
Всем своим существом живописец-человек реагирует на пребывание в мире и
выражает переживание на холсте моторным жестом руки, запечатлевает связи между
глазом, природой, сознанием, телом. Моторность реализуется в краске – веществе,
обладающем абсолютной пластичностью. Твердая или мягкая, податливо-упругая или
неуправляемая, гладкая или шероховатая, прозрачная, густая, плотная, матовая,
сверкающая краска в картине есть частица материального окружения зрителя и
одновременно изображение – рефлексия. Она порождает фактуру
изобразительной плоскости картины, особый феномен «снятия раздвоения между
субъектом и объектом», и являет цвет, второй феномен изобразительной
плоскости, одновременно принадлежащей материальной действительности и
человеческому переживанию.
Краска
в системе живописи наполняет смыслом понятие «материя», а фактура в картине возникает
как метафора онтологичности. Словно сама природа
потребовала холста с живописью, в котором пространственность
и телесность образовали бы настоящее (ведь зритель пребывает в настоящем),
начертав прошлый опыт и адресовав его будущему. Жан Базен
упомянутое выше сформулировал следующим образом: «Судьба живописи колеблется не
между предметным и беспредметным. На самом деле она колеблется между плотским и
бесплотным».
Опубликовано: справочник «Единый художественный рейтинг», вып. 5. М., 2002.
На страницу «избранные статьи»