НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

На страницу «избранные статьи»

 

Вильям Мейланд

ИСКУССТВО В ОФИСЕ

 

Начиная со второй половины 80-х годов ХХ века, когда поездки за рубеж стали общедоступны, российские чиновники, посещавшие по долгу службы различные офисы западных банков и фирм, совершили для себя важное эстетическое открытие.

На стенах рабочих кабинетов и в залах заседаний, в просторных холлах и бесконечных коридорах они увидели не только портреты президентов и графики роста производительности капиталистического труда, но и картины, скульптуру, графические листы, выполненные в различных материалах и техниках. Причем, как правило, это были произведения современных художников, не стесняющих себя рамками какого-то определенного стиля. Например, в огромном здании Дойчебанка во Франкфурте на Майне каждый этаж был предоставлен определенному автору, и служащие могли соответственно подняться или опуститься не на 20-й, 30-й или 33-й этаж, а к Георгу Базелицу, Ральфу Пенку или Ансельму Киферу.

Причем неожиданностью для российских умов стали не только сами картины, отличавшиеся нередко предельно яркими красками и общей экспрессивностью, но и их размеры, а также цены, разрушавшие представление о западном прагматизме и рациональности. Между тем в неслучайности выбора художников и их абстрактных, фигуративных, экспрессивных, минималистских, монохромных или подчеркнуто декоративных произведений убеждали экспозиции многочисленных музеев современного искусства, где те же самые авторы являлись, по существу, столпами западного модернизма ХХ века, активно отвергавшегося нашей советской художественной школой и общей партийной идеологией. После мишек в сосновом лесу, аленушек у пруда и трех богатырей глаз отказывался воспринимать всерьез «модную мазню». Все казалось какой-то странной причудой и вывертом пресыщенного сознания. Но шло своим чередом время, свершались экономические реформы, появились и на нашей земле иностранные и смешанные фирмы, прошли чередой выставки некогда запретных художников российского и мирового авангарда, и даже у самых консервативных людей постепенно менялось то, что поэт назвал «эстетикой глазного хрусталика».

С музеями современного искусства нам, увы, по-прежнему не везет, и все то, что возникло под таким названием, к современности и подлинной музейности относится не всегда. Однако потребность в оживлении и, да простится мне это иностранное понятие, достижения эргономической полноценности общественного интерьера с помощью изобразительного искусства сегодня вполне осознана. И речь тут, разумеется, не об одних идиллических пейзажах и вызывающих слюноотделение натюрмортах в богатых золотых рамах. Созвучные духу времени архитектура и дизайн требуют живописного, графического, скульптурного и любого иного декоративного соответствия. Поэтому завоевавшие себе имя престижные организации стремятся, в идеале, вкладывать денежные средства в произведения, созданные состоявшимися в художественном мире авторами, чей имидж также высок. Но тут-то и возникает коренная проблема – проблема выбора.

Если выбор зависит от человека, дающего деньги, но при этом обладающего малым вкусом и большими диктаторскими наклонностями, то любой интерьер обречен. Все сбудется по старинному купеческому принципу-заказу – «сделайте нам красиво». И сделают «красиво», то есть богато, развесисто и кудряво, так как в услужливых коммерческих авторах сегодня недостатка нет. Существуют целые организации и галереи салонного типа, готовые обеспечить имеющимся у них худтоваром любые офисы и даже громадные отели.

Успех в этом деликатном деле дозированного наполнения служебного и прочего общественного пространства искусством возможен только при согласованных действиях заказчика и профессионального исполнителя. Последний обязан обладать широким диапазоном знаний современного искусства и истории искусств в целом. В противном случае его консультации и проекты только дискредитируют цех и труд искусствоведов, дизайнеров и архитекторов. Это вроде бы прописные истины, но, к сожалению, все неудачи в освоении офисного пространства связаны с их элементарным несоблюдением. Важную роль в данном случае играет и особое, я бы сказал, специфическое умение профессионального экспонирования тех или иных произведений в условиях конкретного архитектурного пространства, его цветового и светового климата.

В минувшее пятнадцатилетие, когда некоторые банки и фирмы, отдавая дань моде, поспешно обзаводились довольно крупными коллекциями, упомянутые принципы отбора и экспонирования соблюдались не всегда. В итоге обретенные богатства оказывались в странном состоянии обременительного балласта, от которого в случае финансовой несостоятельности организации спешили избавиться, распродавая все подряд по демпинговым ценам. По словам известного московского скульптора Георгия Франгуляна, он с удивлением обнаружил свою работу «Колесница» в третьеразрядном комиссионном магазине на окраине Москвы и выкупил ее (а заодно и крупноформатную картину Натальи Нестеровой «Грифоны») в 50 раз дешевле той цены, по которой их приобретал разорившийся банк «Московия».

Страсть к составлению корпоративных коллекций в последние годы заметно уменьшилась, но сама проблема их составления и разумного использования, конечно, осталась. Поэтому при отсутствии надежных государственных опор в виде музеев современного искусства, рассчитывать приходится лишь на отдельных экспертов, хорошо зарекомендовавших себя в музейном и галерейном мире. Основу офисной экспозиции с успехом могут составить и сравнительно недорогие произведения молодых художников, чей талант и потенциальные возможности, опять же, может определить лишь опытный искусствовед и осведомленный критик, хорошо ориентирующийся в современной художественной практике.

Кроме всего прочего, важно помнить, что самого по себе «офисного искусства» не бывает. Существует лишь искусство, гармонично вписывающееся в то или иное пространство или противоречащее этому пространству. И здесь все важно – пластические и декоративные качества произведения, его размеры, и даже элементы внешнего оформления (рамы, паспарту, способы крепления, освещение и т.д.) В жилом доме, в частной квартире искусство должно помогать жить. В рабочем офисе – помогать работать. Важен эмоциональный климат, создаваемый уникальным произведением искусства. В качестве эпиграфа в таком трудоемком деле, как оформление офиса, можно взять слова замечательного русского художника Владимира Фаворского, который говорил своим ученикам: «Нужно делать так, чтобы было не хуже пустого места».

 

Опубликовано: справочник «Единый художественный рейтинг», вып. 5. М., 2002.

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

На страницу «избранные статьи»