На страницу «избранные статьи»
Вильям
Мейланд
ИСКУССТВО В ОФИСЕ
Начиная со второй половины
80-х годов ХХ века, когда поездки за рубеж стали общедоступны, российские
чиновники, посещавшие по долгу службы различные офисы западных банков и фирм,
совершили для себя важное эстетическое открытие.
На стенах рабочих кабинетов и в залах заседаний, в
просторных холлах и бесконечных коридорах они увидели не только портреты президентов
и графики роста производительности капиталистического труда, но и картины,
скульптуру, графические листы, выполненные в различных материалах и техниках.
Причем, как правило, это были произведения современных художников, не стесняющих
себя рамками какого-то определенного стиля. Например, в огромном здании Дойчебанка во Франкфурте на Майне каждый этаж был предоставлен
определенному автору, и служащие могли соответственно подняться или опуститься
не на 20-й, 30-й или 33-й этаж, а к Георгу Базелицу,
Ральфу Пенку или Ансельму Киферу.
Причем неожиданностью для российских умов стали не только
сами картины, отличавшиеся нередко предельно яркими красками и общей экспрессивностью,
но и их размеры, а также цены, разрушавшие представление о западном прагматизме
и рациональности. Между тем в неслучайности выбора
художников и их абстрактных, фигуративных,
экспрессивных, минималистских, монохромных или подчеркнуто декоративных произведений
убеждали экспозиции многочисленных музеев современного искусства, где те же
самые авторы являлись, по существу, столпами западного модернизма ХХ века,
активно отвергавшегося нашей советской художественной школой и общей партийной
идеологией. После мишек в сосновом лесу, аленушек у
пруда и трех богатырей глаз отказывался воспринимать всерьез «модную мазню».
Все казалось какой-то странной причудой и вывертом пресыщенного сознания. Но
шло своим чередом время, свершались экономические реформы, появились и на нашей
земле иностранные и смешанные фирмы, прошли чередой выставки некогда запретных
художников российского и мирового авангарда, и даже у самых консервативных
людей постепенно менялось то, что поэт назвал «эстетикой глазного хрусталика».
С музеями современного искусства нам, увы, по-прежнему не
везет, и все то, что возникло под таким названием, к современности и подлинной музейности относится не всегда. Однако потребность в
оживлении и, да простится мне это иностранное понятие, достижения эргономической
полноценности общественного интерьера с помощью изобразительного искусства
сегодня вполне осознана. И речь тут, разумеется, не об одних идиллических
пейзажах и вызывающих слюноотделение натюрмортах в богатых золотых рамах.
Созвучные духу времени архитектура и дизайн требуют живописного, графического,
скульптурного и любого иного декоративного соответствия. Поэтому завоевавшие
себе имя престижные организации стремятся, в идеале, вкладывать денежные
средства в произведения, созданные состоявшимися в художественном мире авторами,
чей имидж также высок. Но тут-то и возникает коренная проблема – проблема
выбора.
Если выбор зависит от человека, дающего деньги, но при этом
обладающего малым вкусом и большими диктаторскими наклонностями, то любой
интерьер обречен. Все сбудется по старинному купеческому принципу-заказу –
«сделайте нам красиво». И сделают «красиво», то есть богато, развесисто и
кудряво, так как в услужливых коммерческих авторах сегодня недостатка нет. Существуют
целые организации и галереи салонного типа, готовые обеспечить имеющимся у них худтоваром любые офисы и даже громадные отели.
Успех в этом деликатном деле дозированного наполнения
служебного и прочего общественного пространства искусством возможен только при
согласованных действиях заказчика и профессионального исполнителя. Последний
обязан обладать широким диапазоном знаний современного искусства и истории
искусств в целом. В противном случае его консультации и проекты только дискредитируют
цех и труд искусствоведов, дизайнеров и архитекторов. Это вроде бы прописные истины,
но, к сожалению, все неудачи в освоении офисного пространства связаны с их
элементарным несоблюдением. Важную роль в данном случае играет и особое, я бы
сказал, специфическое умение профессионального экспонирования тех или иных произведений
в условиях конкретного архитектурного пространства, его цветового и светового
климата.
В минувшее пятнадцатилетие, когда некоторые банки и фирмы,
отдавая дань моде, поспешно обзаводились довольно крупными коллекциями,
упомянутые принципы отбора и экспонирования соблюдались не всегда. В итоге
обретенные богатства оказывались в странном состоянии обременительного
балласта, от которого в случае финансовой несостоятельности организации спешили
избавиться, распродавая все подряд по демпинговым ценам. По словам известного
московского скульптора Георгия Франгуляна, он с
удивлением обнаружил свою работу «Колесница» в третьеразрядном комиссионном
магазине на окраине Москвы и выкупил ее (а заодно и крупноформатную картину
Натальи Нестеровой «Грифоны») в 50 раз дешевле той цены, по которой их
приобретал разорившийся банк «Московия».
Страсть к составлению корпоративных коллекций в последние
годы заметно уменьшилась, но сама проблема их составления и разумного
использования, конечно, осталась. Поэтому при отсутствии надежных
государственных опор в виде музеев современного искусства, рассчитывать
приходится лишь на отдельных экспертов, хорошо зарекомендовавших себя в
музейном и галерейном мире. Основу офисной экспозиции с успехом могут составить
и сравнительно недорогие произведения молодых художников, чей талант и потенциальные
возможности, опять же, может определить лишь опытный искусствовед и осведомленный
критик, хорошо ориентирующийся в современной художественной практике.
Кроме всего прочего, важно помнить, что самого по себе
«офисного искусства» не бывает. Существует лишь искусство, гармонично вписывающееся
в то или иное пространство или противоречащее этому пространству. И здесь все
важно – пластические и декоративные качества произведения, его размеры, и
даже элементы внешнего оформления (рамы, паспарту, способы крепления, освещение
и т.д.) В жилом доме, в частной квартире искусство должно помогать жить. В рабочем
офисе – помогать работать. Важен эмоциональный климат, создаваемый уникальным
произведением искусства. В качестве эпиграфа в таком трудоемком деле, как
оформление офиса, можно взять слова замечательного русского художника Владимира
Фаворского, который говорил своим ученикам: «Нужно делать так, чтобы было не
хуже пустого места».
Опубликовано: справочник «Единый художественный рейтинг», вып. 5. М., 2002.
На страницу «избранные статьи»