На страницу «избранные статьи»
Инна
Костина
РУССКОЕ
ЗОЛОТО И СЕРЕБРО XVIII ВЕКА
Ювелирное искусство
Москвы, Петербурга и провинциальных городов XVIII
века необычайно интересно для исследователей и коллекционеров благодаря
разнообразию стилистических направлений, многообразию технических приемов и
обилию прекрасных мастеров, в том числе и монограммистов,
достойных того, чтобы о них знали. Это еще время ручного производства изделий,
подчас даже без минимального использования технических средств. Каждая вещь
этого времени уникальна, даже в том случае, если она создана по образцу или
тиражирована самим мастером. Внимательный глаз всегда заметит не только
типичные для данного мастера приемы, но и обнаружит множество различий.
На протяжении XVIII века друг друга сменили три великих европейских стиля:
барокко, рококо и классицизм. Каждый из них имел свои национальные особенности,
и каждый по-своему интерпретировался мастерами, особенно серебряниками. Каждый
стиль неохотно сдавал свои позиции и не сразу уступал место входящему в моду
последующему. Стили мирно сосуществовали друг с другом. Так сложилось, что в
конце столетия можно было встретить изделия, выполненные в любом из трех стилей
или соединявшие изобразительные элементы двух из них. Все зависело от воли
заказчика или спроса покупателей. Мастер мог работать в разных стилистических
направлениях в одно и то же время.
Главным центром
золотого и серебряного дела в первой трети XVIII
века была Москва. Здесь было сосредоточено наибольшее количество
квалифицированных мастеров. Однако постепенно возросло значение Санкт-Петербурга, притягивавшего мастеров иностранцев,
особенно ювелиров, работавших с золотом и драгоценными камнями. Произведения
петербургских серебряников по стилистике ближе к западноевропейским.
Провинциальным
мастерам не всегда удавалось идти в ногу с москвичами, а тем более с
петербуржцами. Работая исключительно на местных заказчиков и покупателей, они
следовали их пристрастиям, отстававшим от столичных. Но уже к середине XVIII века региональные особенности ювелирного искусства
практически исчезают.
В 1700 году указом
Петра I в России были введены именные клейма
мастеров. До этого времени российские ювелиры свои изделия не клеймили. На московских
изделиях второй половины XVII века встречаются лишь клейма, удостоверяющие
пробу серебра, и годовые (двуглавый
орел).
Нововведение не
встретило понимания среди мастеров, которые при любом удобном случае уклонялись
от клеймения своих изделий, как именным клеймом, так и пробирным. Поэтому среди
дошедших до нас изделий этого времени, как серебряных, так и золотых, много без
клейм. Особенно часто не клеймились вещи, заказанные частными лицами для
личного пользования, а также храмами и монастырями. Как правило, такие изделия
выполнялись из металла заказчика, который мог не соответствовать узаконенной
пробе. Кроме того, часто заказчику было безразлично, стоит ли на изделии клеймо
мастера, а последнему было выгодно не платить пошлину. Вещи, не имеющие клейм,
специалистам приходится датировать по надписям, если они есть, и по
стилистическим признакам.
Именные клейма
мастеров в России обычно состояли из двух или трех букв –
инициалов имени, отчества и фамилии. Благодаря наличию на многих вещах именных
клейм удалось выявить немало имен талантливых мастеров, внесших значительный
вклад в историю и развитие русского ювелирного искусства. Однако из-за малого
количества сохранившихся архивных сведений не все клейма удается расшифровать. Поэтому
некоторые мастера известны только по их клеймам-монограммам, и в настоящее
издание справочника «Единый художественный рейтинг» они не вошли.
Позже именных, в
начале 1720-х годов, были введены клейма с инициалами пробиреров. С 1730-х
годов они нередко сочетались с датой. Первоначальное городское клеймо Москвы в
виде государственного герба, двуглавого орла, применялось до 1741 года, когда
оно было заменено московским гербом – изображением Георгия Победоносца. Гербы
провинциальных городов входили в рисунок клейм соответствующих регионов.
Цеховая система для
ремесленников, в том числе и для работавших с драгоценными металлами, стала
вводиться в России с 1725 года. Во главе цехов, так же как и в Серебряном ряду,
стояли избранные из лучших мастеров старосты, называвшиеся альдерманами.
С середины XVIII столетия встречаются их клейма. В Москве это
было сердцевидное клеймо из трех букв, первая из которых «А». Клеймо альдермана гарантировало покупателю высокий художественный
и профессиональный уровень произведения. Первыми известными нам по архивным
источникам альдерманами московского цеха серебряников
были прекрасные чеканщики Иван Семенов сын Щукин, Федор Никифоров и Федор Козмин сын Разумов. Блестящий гравер и чеканщик Василий
Мартынов сын Орлов был избран альдерманом в 1750
году.
Строительство
Петербурга и перенесение туда столицы в 1711 году способствовало притоку в
новый город ювелиров, как русских, так и иностранцев. Среди последних было
немало тех, кто связал с Россией свою судьбу до конца жизни. В новой столице
были организованы русский и иностранный цехи. Со второй половины XVIII века Петербург стал даже более крупным, чем Москва,
центром производства изделий из драгоценных металлов, особенно из золота. Цеховая
система просуществовала в России до начала XIX
века.
Наибольшее количество
дошедших до нас произведений XVIII столетия выполнено московскими и
петербургскими мастерами. Произведений с клеймами провинциальных серебряников
сохранилось значительно меньше. Это отражение и количества выполненных
произведений, и их качества, и узости рынка сбыта. Кроме того, изделия
провинциальных серебряников долгое время не ценились должным образом
искусствоведами и коллекционерами, а музеи не были озабочены пополнением своих
коллекций работами мастеров местных центров. Однако для полной картины
состояния и развития ювелирного дела в России XVIII
века каждое произведение (не только работы уже известных мастеров) весьма
ценно.
Москва и Петербург,
безусловно, были лидерами в ювелирном деле. В Петербурге, особенно во второй
половине столетия, производилось наибольшее количество золотых изделий с
драгоценными камнями, в значительной мере выполняемых иностранцами. Москва же
поставляла серебряные вещи не только в провинцию, но и в столицу. Ювелиров,
работавших в золоте, было меньше. Отдельные местные центры пережили подъем
серебряного мастерства в тот или иной период XVIII
века, часто обусловленный появлением талантливых или заинтересованных
личностей. Например, Великий Устюг стал известен
благодаря декорированным чернью изделиям, особенно табакеркам, изготовленным на
фабрике Афанасия и Степана Поповых. Превосходный ярославский чеканщик Афанасий Корытов не уступал в мастерстве московским коллегам. В
Калуге успешно работал Максим Золотарев. Тобольский
губернатор Денис Чичерин немало способствовал развитию серебряного дела в
Тобольске. Выдающимся серебряником можно назвать Ивана
Хлебникова из Юрьева-Польского.
Крупнейшие музеи, а
именно Музеи Московского Кремля, Эрмитаж и ГИМ имеют прекрасные коллекции
произведений XVIII века, выполненных в России. Это как предметы
православного культа, так и светские. Большая их часть поступила в собрания в
1920–1930-е
годы из национализированных ценностей, а сейчас коллекции продолжают
пополняться за счет редких поступлений, преимущественно закупок. Естественно, в
музеях сосредоточено много произведений уникальных, больших художественных
достоинств, с клеймами и надписями, принадлежавших конкретным историческим
лицам, интересных во многих отношениях для искусствоведов и историков
ювелирного дела. Вещи высокого художественного уровня, преимущественно из
серебра, есть и в провинциальных художественных и историко-краеведческих
музеях.
К сожалению,
публикаций даже частей коллекций немного. Следует отметить две работы З.А.Бернякович, опубликовавшей прекрасные памятники из Эрмитажа.
Владимиро-Суздальский музей представила Н.Трофимова в альбоме-каталоге. В книге
В.Игошева рассказано о мастерстве ярославских
серебряников. Ювелирным украшениям посвящен большой альбом сотрудников ГИМ.
Отдельные произведения из замечательной коллекции Оружейной палаты помимо
путеводителей и выставочных каталогов представлены в альбомах и статьях
различных сборников. На тернистом пути к изданию находится научный каталог,
посвященный московскому серебру первой половины XVIII
века.
На антикварном рынке
вещи XVIII века встречаются редко, особенно золотые. Среди
серебряных преобладают бытовые изделия: чеканные и гравированные стаканы,
чарки, черневые табакерки. Большинство из них не отличается высоким
художественным уровнем, но подкупает непосредственностью исполнения
орнаментальных композиций и особенно человеческих фигур, птиц и животных. Нередко
сюжеты изображений заимствованы из книги «Символы и емблемата»,
впервые вышедшей на русском языке в 1705 году в Амстердаме и на протяжении
столетия три раза переиздававшейся. Особой популярностью гравюры из этой книги
пользовались в 1730–1750-е годы. Заложенный в них смысл был понятен и близок
различным, но достаточно состоятельным слоям общества. Стаканы второй половины XVIII века менее разнообразны. Как правило, они декорированы
чеканным узором в стиле рококо, иногда дополненного изображениями орлов. В
конце столетия доминируют стаканы, украшенные венками, гирляндами и вазонами,
характерными для классицизма.
Из предметов
православного культа наиболее часто встречаются оклады икон второй половины XVIII века, выполненные не только столичными мастерами, но и
провинциальными. Оклады, выполненные такими выдающимися серебряниками, как
Семен Петров сын Кузов и Алексей Иванов сын Ратков,
отличаются высоким качеством чеканки и гравировки.
Этот богатый научный материал, к
сожалению, пока остается вне поля зрения историков материальной культуры.
Художественно значимые произведения из драгоценных материалов на нашем
антикварном рынке появляются редко, но все-таки появляются, и хотелось бы,
чтобы они попадали и в поле зрения музейных сотрудников.
Опубликовано: справочник «Единый художественный рейтинг», вып. 8. М., 2004.
На страницу «избранные статьи»