НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

На страницу «избранные статьи»

 

Инна Костина

РУССКОЕ ЗОЛОТО И СЕРЕБРО XVIII ВЕКА

 

Ювелирное искусство Москвы, Петербурга и провинциальных городов XVIII века необычайно интересно для исследователей и коллекционеров благодаря разнообразию стилистических направлений, многообразию технических приемов и обилию прекрасных мастеров, в том числе и монограммистов, достойных того, чтобы о них знали. Это еще время ручного производства изделий, подчас даже без минимального использования технических средств. Каждая вещь этого времени уникальна, даже в том случае, если она создана по образцу или тиражирована самим мастером. Внимательный глаз всегда заметит не только типичные для данного мастера приемы, но и обнаружит множество различий.

На протяжении XVIII века друг друга сменили три великих европейских стиля: барокко, рококо и классицизм. Каждый из них имел свои национальные особенности, и каждый по-своему интерпретировался мастерами, особенно серебряниками. Каждый стиль неохотно сдавал свои позиции и не сразу уступал место входящему в моду последующему. Стили мирно сосуществовали друг с другом. Так сложилось, что в конце столетия можно было встретить изделия, выполненные в любом из трех стилей или соединявшие изобразительные элементы двух из них. Все зависело от воли заказчика или спроса покупателей. Мастер мог работать в разных стилистических направлениях в одно и то же время.

Главным центром золотого и серебряного дела в первой трети XVIII века была Москва. Здесь было сосредоточено наибольшее количество квалифицированных мастеров. Однако постепенно возросло значение Санкт-Петербурга, притягивавшего мастеров иностранцев, особенно ювелиров, работавших с золотом и драгоценными камнями. Произведения петербургских серебряников по стилистике ближе к западноевропейским.

Провинциальным мастерам не всегда удавалось идти в ногу с москвичами, а тем более с петербуржцами. Работая исключительно на местных заказчиков и покупателей, они следовали их пристрастиям, отстававшим от столичных. Но уже к середине XVIII века региональные особенности ювелирного искусства практически исчезают.

В 1700 году указом Петра I в России были введены именные клейма мастеров. До этого времени российские ювелиры свои изделия не клеймили. На московских изделиях второй половины XVII века встречаются лишь клейма, удостоверяющие пробу серебра, и годовые  (двуглавый орел).

Нововведение не встретило понимания среди мастеров, которые при любом удобном случае уклонялись от клеймения своих изделий, как именным клеймом, так и пробирным. Поэтому среди дошедших до нас изделий этого времени, как серебряных, так и золотых, много без клейм. Особенно часто не клеймились вещи, заказанные частными лицами для личного пользования, а также храмами и монастырями. Как правило, такие изделия выполнялись из металла заказчика, который мог не соответствовать узаконенной пробе. Кроме того, часто заказчику было безразлично, стоит ли на изделии клеймо мастера, а последнему было выгодно не платить пошлину. Вещи, не имеющие клейм, специалистам приходится датировать по надписям, если они есть, и по стилистическим признакам.

Именные клейма мастеров в России обычно состояли из двух или трех букв – инициалов имени, отчества и фамилии. Благодаря наличию на многих вещах именных клейм удалось выявить немало имен талантливых мастеров, внесших значительный вклад в историю и развитие русского ювелирного искусства. Однако из-за малого количества сохранившихся архивных сведений не все клейма удается расшифровать. Поэтому некоторые мастера известны только по их клеймам-монограммам, и в настоящее издание справочника «Единый художественный рейтинг» они не вошли.

Позже именных, в начале 1720-х годов, были введены клейма с инициалами пробиреров. С 1730-х годов они нередко сочетались с датой. Первоначальное городское клеймо Москвы в виде государственного герба, двуглавого орла, применялось до 1741 года, когда оно было заменено московским гербом – изображением Георгия Победоносца. Гербы провинциальных городов входили в рисунок клейм соответствующих регионов.

Цеховая система для ремесленников, в том числе и для работавших с драгоценными металлами, стала вводиться в России с 1725 года. Во главе цехов, так же как и в Серебряном ряду, стояли избранные из лучших мастеров старосты, называвшиеся альдерманами. С середины XVIII столетия встречаются их клейма. В Москве это было сердцевидное клеймо из трех букв, первая из которых «А». Клеймо альдермана гарантировало покупателю высокий художественный и профессиональный уровень произведения. Первыми известными нам по архивным источникам альдерманами московского цеха серебряников были прекрасные чеканщики Иван Семенов сын Щукин, Федор Никифоров и Федор Козмин сын Разумов. Блестящий гравер и чеканщик Василий Мартынов сын Орлов был избран альдерманом в 1750 году.

Строительство Петербурга и перенесение туда столицы в 1711 году способствовало притоку в новый город ювелиров, как русских, так и иностранцев. Среди последних было немало тех, кто связал с Россией свою судьбу до конца жизни. В новой столице были организованы русский и иностранный цехи. Со второй половины XVIII века Петербург стал даже более крупным, чем Москва, центром производства изделий из драгоценных металлов, особенно из золота. Цеховая система просуществовала в России до начала XIX века.

Наибольшее количество дошедших до нас произведений XVIII столетия выполнено московскими и петербургскими мастерами. Произведений с клеймами провинциальных серебряников сохранилось значительно меньше. Это отражение и количества выполненных произведений, и их качества, и узости рынка сбыта. Кроме того, изделия провинциальных серебряников долгое время не ценились должным образом искусствоведами и коллекционерами, а музеи не были озабочены пополнением своих коллекций работами мастеров местных центров. Однако для полной картины состояния и развития ювелирного дела в России XVIII века каждое произведение (не только работы уже известных мастеров) весьма ценно.

Москва и Петербург, безусловно, были лидерами в ювелирном деле. В Петербурге, особенно во второй половине столетия, производилось наибольшее количество золотых изделий с драгоценными камнями, в значительной мере выполняемых иностранцами. Москва же поставляла серебряные вещи не только в провинцию, но и в столицу. Ювелиров, работавших в золоте, было меньше. Отдельные местные центры пережили подъем серебряного мастерства в тот или иной период XVIII века, часто обусловленный появлением талантливых или заинтересованных личностей. Например, Великий Устюг стал известен благодаря декорированным чернью изделиям, особенно табакеркам, изготовленным на фабрике Афанасия и Степана Поповых. Превосходный ярославский чеканщик Афанасий Корытов не уступал в мастерстве московским коллегам. В Калуге успешно работал Максим Золотарев. Тобольский губернатор Денис Чичерин немало способствовал развитию серебряного дела в Тобольске. Выдающимся серебряником можно назвать Ивана Хлебникова из Юрьева-Польского.

Крупнейшие музеи, а именно Музеи Московского Кремля, Эрмитаж и ГИМ имеют прекрасные коллекции произведений XVIII века, выполненных в России. Это как предметы православного культа, так и светские. Большая их часть поступила в собрания в 19201930-е годы из национализированных ценностей, а сейчас коллекции продолжают пополняться за счет редких поступлений, преимущественно закупок. Естественно, в музеях сосредоточено много произведений уникальных, больших художественных достоинств, с клеймами и надписями, принадлежавших конкретным историческим лицам, интересных во многих отношениях для искусствоведов и историков ювелирного дела. Вещи высокого художественного уровня, преимущественно из серебра, есть и в провинциальных художественных и историко-краеведческих музеях.

К сожалению, публикаций даже частей коллекций немного. Следует отметить две работы З.А.Бернякович, опубликовавшей прекрасные памятники из Эрмитажа. Владимиро-Суздальский музей представила Н.Трофимова в альбоме-каталоге. В книге В.Игошева рассказано о мастерстве ярославских серебряников. Ювелирным украшениям посвящен большой альбом сотрудников ГИМ. Отдельные произведения из замечательной коллекции Оружейной палаты помимо путеводителей и выставочных каталогов представлены в альбомах и статьях различных сборников. На тернистом пути к изданию находится научный каталог, посвященный московскому серебру первой половины XVIII века.

На антикварном рынке вещи XVIII века встречаются редко, особенно золотые. Среди серебряных преобладают бытовые изделия: чеканные и гравированные стаканы, чарки, черневые табакерки. Большинство из них не отличается высоким художественным уровнем, но подкупает непосредственностью исполнения орнаментальных композиций и особенно человеческих фигур, птиц и животных. Нередко сюжеты изображений заимствованы из книги «Символы и емблемата», впервые вышедшей на русском языке в 1705 году в Амстердаме и на протяжении столетия три раза переиздававшейся. Особой популярностью гравюры из этой книги пользовались в 17301750-е годы. Заложенный в них смысл был понятен и близок различным, но достаточно состоятельным слоям общества. Стаканы второй половины XVIII века менее разнообразны. Как правило, они декорированы чеканным узором в стиле рококо, иногда дополненного изображениями орлов. В конце столетия доминируют стаканы, украшенные венками, гирляндами и вазонами, характерными для классицизма.

Из предметов православного культа наиболее часто встречаются оклады икон второй половины XVIII века, выполненные не только столичными мастерами, но и провинциальными. Оклады, выполненные такими выдающимися серебряниками, как Семен Петров сын Кузов и Алексей Иванов сын Ратков, отличаются высоким качеством чеканки и гравировки.

Этот богатый научный материал, к сожалению, пока остается вне поля зрения историков материальной культуры. Художественно значимые произведения из драгоценных материалов на нашем антикварном рынке появляются редко, но все-таки появляются, и хотелось бы, чтобы они попадали и в поле зрения музейных сотрудников.

 

Опубликовано: справочник «Единый художественный рейтинг», вып. 8. М., 2004.

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

На страницу «избранные статьи»