На страницу «избранные статьи»
Сергей Исаев
О некоторых псевдомифах
1.
«Русский традиционный реализм» или инфантильный дуализм?
«Природа
– основа живописи». Этот лозунг повторяется из уст в уста уже более ста лет и
во всех углах необъятной отчизны. Это не убеждение в необходимости
диалектического познания природных явлений, не имитация старофранцузских
лозунгов конца эпохи Просвещения: «Назад к Природе!». Природа и Живопись – это псевдомиф о золотом ключике и потайной дверце.
Живопись
– одна из форм духовной жизни человека, форма человеческого сознания, способ
существования души, деятельность духовной жизни, деятельное сознание
человека-творца. Произведение искусства отличается от природных (биологических)
творений и от произведений ремесла, не находится в прямой зависимости от
экономических устоев, разного рода инквизиций моды и рынка. Дар Божий не
продается, не предается, не ждет вознаграждения.
Искусство
нельзя подменять ни правдой, ни любовью к Родине (псевдопатриотизмом).
Художник, не утративший свой Дар – это высшая правда, это высшая любовь к
Родине. Сохранение Дара есть, воистину, подвиг по имя Бога, Добра и Истины.
Подвиг этот ценен и тем, что живопись – это молчаливое Искусство.
Реализм,
отдаленный от Искусства, взгляд на Природу без эстетических задач, без тайны –
это правда бескультурья, мракобесие без эстетики. «Голый» реализм – это
физиология мышления и чувств. Уравновешивание сознания человека с природным
объектом – это зоология, не обогащающая душу. Когда душа человека засыпает,
человек забывает Дар.
Цель
художника – решение проблемы прекрасного, длительное воспитание чувств, поиск
таинственного и таинство познания Божественного Мира. Можно сказать и так: цель
художника – создание мифа, но своего собственного, а не взятого напрокат с
ремесленной легкостью.
Примитивный
мозг не видит различия между реальностью и изображением этой реальности.
Природа есть все, и человек – часть ее; только часто упускается, что человек –
это единство природы и Духа. Природа без творца безразлична к цели, Духу,
Красоте; природа без Духа по своей сути – безнравственность, дикость. Искусство
в природе невозможно. Искусство – предмет абстрактный, оно существует лишь в
носителях Духа или в созданных этими носителями художественных ценностях.
Основа живописи – природа нашего образного мышления, а природа за окном может
быть лишь камертоном, отражающим звучание в нас музыки живописи. И только в том случае, если наш мозг является
или созрел до состояния образного отражения мироздания. Уровень Духа художника
равновелик тому, что художник защищает, считает ценностью.
Искусство
– это материализация души. Подделать душу невозможно, она вечна и единственна.
Взаимостановление тела и Духа – длительный процесс, процесс созревания
таланта; если душа художника не страдает, не живет, не развивается – у такого
художника учиться нечему, душа его как пустыня, без дороги к Храму.
Колоссальное
наследие художественных ценностей человечества не может быть грузом для
человека. Это материализация духовной жизни талантливых людей, это вечный путь
к красоте, это душа человеческого мира, которая и делает человека человеком.
Художник, предавший это наследие, никогда не поймет ни духовные ценности, ни
самого себя. Красота для него закрыта и вызывает лишь злость и раздражение, а
предрассудки ослепляют и замутняют его душу.
Малодушному человеку, «учась» у натуры, легче впасть в банальность, чем в
концентрацию впечатления. А впадая в банальность, он лишь корит природу за ее
излишнее многообразие, динамику, многоцветие, трехмерность и т.п. Только приобретя независимость от
естественных форм мира, художник способен создать сверхъестественное, дополнив
красоту природы красотой Духа.
2.
«Государство радеет о талантах своего народа»
Миф
хорош, если он способствует выживанию человека в гнусном мире, если этого мифа
не касались мертвые души с грязными руками гробовщиков.
Казалось
бы, конечная цель государства – сделать себя ненужным, сделать излишними все
государственные образования. Казалось бы, основная воспитательная функция
государства – укрепление законности, порядка, ограничение хаоса на фоне
предоставления свободы, внедрение системы морали, сообразной с культурой
народа.
Но
государство не только некомпетентно в вопросах культуры своего народа, его
вмешательство чаще губительно для этой
культуры. С талантом очень много «ненужных» хлопот, и как сладка для власти
невежественность! Власть боится, что умных станет очень много – как бы потом не
пришлось опять их сажать и расстреливать.
Народ
шутит: «Русскому таланту и тюрьма на пользу».
Таланту
мало нужно, он обходится государству намного дешевле любого среднего чиновника,
ведь «слуга народа» не может без значительной мзды помогать государству развращать
народ. Но о сохранении каких талантов можно говорить, если и население-то
сохранить трудно? Большинство «сохраненных
талантов» с времен СССР – артисты и спортсмены.
Наша
эпоха – эпоха продления зоологического существования людей. В эту эпоху государство
и народ не отличаются ничем от прочих зоологических образований (улья,
муравейника), кроме как большей несуразности развития, когда маховик истории
стараются крутить то в одну, то в другую сторону, подвергая гибели сотни тысяч
людей.
Бог
дает людям выбор, но государство не волнуют подобные «глупости». Имея все права
на своего гражданина, государство с пеленок приговаривает его к смерти души или
гибели тела, оправдывая невыносимые условия для человеческого существования,
сохраняя обидные ограничения для души человека. Христианское учение и
государственная политика – предметы несовместимые. Творческая норма живого
человека выглядит в глазах чиновника своеобразной формой идиотии. Гуманизм для
чиновника – такая же абстракция, как любой необозначенный инструкциями идеал.
Наш век
– век царствования шарлатанов. А им все равно, во что играть. Новая глупость
всегда представлена в новом свете. Пропаганда будет поставлена так, что любая
полуграмотная особь поверит в гениальность Пушкина, философию Флоренского,
художественный гений Сезанна, а также в громадье
планов страны, в многогранность мыльной оперы, в необыкновенность мыльного
порошка. Основная задача – втянуть человека в какую-нибудь свару, партию,
секту, сделать все, чтобы от человека не осталось ничего человеческого.
Честное
и бескорыстное служение идеалам делает человека опасным для любого
государственного режима. И чиновник всегда защищался и защищается от таланта
через унижение и забвение Дара, создание двойников, возвеличивание
посредственности.
Государство
создается пороками людей. Чем более порочна масса, тем более порочна власть.
Государство всегда оплот бездарности.
Только
талант спасает людей от ритуального танца всем коллективом. Поэтому государство
всегда борется и боролось с ним.
Опубликовано: справочник «Единый художественный рейтинг», вып. 7. М., 2003.
На страницу «избранные статьи»