НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

На страницу «избранные статьи»

 

Дмитрий Северюхин

НОВЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПЕТЕРБУРГ

(к истории выставочной практики)

 

На протяжении нескольких десятилетий второй половины ХХ века художественная ситуация в Ленинграде, как и повсюду в СССР, в основном определялась государственной монополией на организацию выставочной деятельности, что было естественным следствием господствующей общественно-политической системы. Одним из звеньев этой системы был официозный Союз художников (в 1968–91 – ЛОСХ, Ленинградская организация Союза художников РСФСР) – единственная в то время легальная общественная структура, представлявшая интересы художников перед лицом государства.

Возникшее в 1974–75 годах движение независимых художников, получившее название «газаневщина» (от знаменитых выставок художников-нонконформистов в ДК им. Газы и ДК «Невский»), позволило частично преодолеть эту монополию, что выразилось в череде организованных этими художниками выставок, свободных от жесткой эстетико-идеологической цензуры. В те же годы зародилось и первое независимое художественное общество – Товарищество экспериментальных выставок (ТЭВ), взявшее на себя работу по организации выставок и контактам с государственными структурами. В 1981 функции ТЭВ перешли к Товариществу экспериментального изобразительного искусства (ТЭИИ), которое в последующие десять лет сумело провести 13 объединенных выставок в различных залах Ленинграда.

Однако, подлинное освобождение художественной деятельности от государственного надзора началось только во второй половине 1980-х годов в связи с демократизацией страны и развитием свободного предпринимательства. Именно тогда появились предпосылки для формирования структур художественного рынка и нормального осуществления художественно-выставочной коммерческой практики. К этому времени относится возникновение в Ленинграде первых негосударственных галерей в виде общественных, кооперативных и частных предприятий, а также появление многих художественных объединений и группировок, выступающих, в соответствии с исторической петербургской традицией, в качестве независимых организаторов выставочной работы.

Во второй половине 1980-х–начале 1990-х годов на художественной сцене Петербурга заметную роль стали играть независимые объединения и группы «Старый город» (создана в 1981 году Яном Антонышевым и Дмитрием Егоровским; выставочная деятельность началась в 1987), «Митьки» (основана в 1983 году; с 1996 имеет собственный выставочный центр «Митьки-ВХУТЕМАС», ул. Правды, 16), «Остров» (основана в 1985 году группой членов ТЭИИ), «Кочевье» (основана в 1987 году выпускниками Академии художеств и Мухинского училища), «Новые художники» и Новая академия изящных искусств (созданы в 1988–89 годах Тимуром Новиковым), «Новые романтики С.-Петербурга» (основана в 1990 году выпускниками Мухинского училища), «Новые символисты» (возникла в 1994 году по инициативе Анастасии Нелюбиной и Ольги Касьяненко), С.-Петербургская академия современного искусства (учреждена в 1994 году Феликсом Волосенковым) и др. Каждое из этих объединений проводило собственную выставочную стратегию, используя залы различных художественных центров, клубов, домов культуры, кинотеатров, кафе, магазинов и, наконец, первых появившихся галерей.

Развитию общественных инициатив в области культуры способствовало «Положение о любительском объединении, клубе по интересам», утвержденное 13 мая 1986 года Министерством культуры СССР. Этот ведомственный акт, несмотря на свою умеренность, открыл дорогу для легализации многих независимых, художественных, литературных и музыкальных обществ. Одним из учреждений, под эгидой которого многие художественные объединения и центры впервые получили официальный статус, стало созданное 1 декабря 1986 года Ленинградское отделение Всесоюзного Фонда культуры – автономная организация, сумевшая в последующие несколько лет инициировать и реализовать ряд важных общегородских проектов, в том числе в области изобразительного искусства.

Как известно, по-настоящему демократический общесоюзный «Закон об общественных объединениях», был введен в действие только 1 января 1991 года, однако к этому времени Ленинградский Совет народных депутатов, опережая союзные законодательные решения, создал «Комиссию по вопросам общественных организаций», по рекомендации которой таковые могли регистрироваться непосредственно в Исполкоме Ленсовета. В последующие годы вопрос о юридической регистрации сохранил актуальность только применительно к организациям, непосредственно ведущим коммерческую деятельность.

В 1986 году в Ленинграде возникла первая независимая галерея «Ариадна» (прекратила существование в 1996 году в результате действий криминальных структур), которая проводила выставки на разных площадках, формировала художественную коллекцию, а в начале 1989 года выступила в качестве организатора грандиозной общегородской выставки «От неофициального искусства – к перестройке» в выставочном комплексе «Ленэкспо» в Гавани, в рамках которой впервые был проведен успешный художественный аукцион. В 1990 и 1992 годах по инициативе этой же галереи состоялись I и II Бьеннале новейшего искусства (выставочные комплексы «Ленэкспо» на пр. Просвещения и в Гавани).

Важную роль в развитии выставочной практики и выработке новых эстетических ориентиров с 1988–89 годов стал играть центр «Пушкинская–10» (Пушкинская ул., 10 / Лиговский пр., 53), продолжающий традиции независимого художественного движения 1970-х. Самовольно занятый художниками пустующий дом, расселенный для капитального ремонта, превратился в конгломерат художественных мастерских, музыкальных студий, выставочных и концертных площадок. Одной из структур центра стала основанная художниками Сергеем Ковальским, Борисом Кошелоховым и Евгением Орловым галерея «10–10» – одна из первых независимых ленинградских галерей, которая продолжила выставочную деятельность Товарищества экспериментального изобразительного искусства. В начале 1990-х культурный центр «Пушкинская–10» получил юридическое оформление под эгидой С.-Петербургского гуманитарного фонда «Свободная культура». К настоящему времени он объединяет около 250 художников, литераторов, музыкантов, актеров, издателей, включает Музей нонконформистского искусства, Музей Новой академии изящных искусств, Петербургский архив и библиотеку независимого искусства, ряд автономных галерей и творческих мастерских.

В 1990 году по инициативе искусствоведа Татьяны Юрьевой был основан Центр искусств имени С. П. Дягилева, который организовал в Мраморном дворце (тогда – Музей В. И. Ленина) и других залах города цикл выставок ленинградского неофициального искусства 1960–80-х с участием – впервые после многолетнего перерыва – ряда художников-эмигрантов. Деятельность центра (с 2000 года располагается на наб. Лейтенанта Шмидта, д. 11) в значительной мере способствовала состоявшейся в 1995 передаче Мраморного дворца в ведение Русского музея для устройства экспозиций современного искусства. В 1997 году в честь 125-летия со дня рождения Дягилева центр осуществил в Таврическом дворце масштабную выставку «Портреты деятелей русской культуры» (по аналогии с проведенной там же в 1905 году знаменитой дягилевской «Историко-художественной выставкой русских портретов»), произведения для которой дали все крупные музеи Петербурга.

Последовательная коммерческая стратегия галерей «Анна» (основана в 1988 году; Невский пр., 57), «Дельта» (1990 год; располагалась на Красной ул., д. 33, затем – на Почтамтской ул., д. 4, ныне – на Невском пр., 51) и «Палитра» (1990 год; до 1999 года располагалась на Невском пр., 166, ныне – на Малой Морской, 5) с первых шагов была нацелена на продвижение петербургских художников с высокой профессиональной репутацией и ярко выраженной творческой индивидуальностью (большинство из них получили известность благодаря участию в «газаневских» выставках). Важными особенностями деятельности этих галерей стали индивидуальная адресная работа с покупателем, тесное сотрудничество с деловыми кругами города, устройство выездных, в том числе зарубежных выставок, формирование собственных художественных коллекций, издание цветных буклетов и альбомов. Провозглашенное галереей «Палитра» кредо – «респектабельный модернизм» – стало своеобразным выражением эстетики петербургского «мэйнстрима» 1990-х.

Галерея «Арт-коллегия», основанная в 1991 году (Лиговский пр., 64), первоначально работала в качестве координирующего выставочного центра. Ее первой крупной городской акцией стала выставка «Арт-Коллегия представляет», состоявшаяся в 1992 году в Русском музее. Позже галерея выступила в качестве инициатора ряда общегородских мероприятий, в том числе 3-й и 4-й Бьеннале современного искусства (1994, 1996), 1-го и 2-го фестивалей «Осенний фотомарафон» (1998, 1999), арт-фестивалей «Анатомия современного искусства С.-Петербурга» (1998, 1999), в рамках которых прошли выставки, поэтические чтения, встречи с писателями, музыкальные концерты солистов и камерных ансамблей. Деятельность этой галереи носит преимущественно некоммерческий характер. Ее стратегия, определяемая художественным куратором Валерием Вальраном, строится на новом осмыслении современного петербургского искусства как целостного явления, безотносительно частных идеологических или эстетических пристрастий.

Основанный в 1991 году творческий центр «Борей-Арт» (Литейный пр., 58; с 1993 – некоммерческая организация культуры), представляет широкий срез интеллектуальной жизни города, объединяя на неформальной клубной основе многих художников, литераторов, философов  и музыкантов. Центр включает галерею, дизайн-студию, фото-студию, одноименное издательство, книжный магазин, художественный салон и кафе. Наряду с выставками современного искусства (к настоящему времени их проведено более трехсот) и презентациями художественных проектов, здесь проходят теоретические семинары, конференции, философские и литературные чтения, театрализованные представления и концерты. Деятельность центра способствует выработке эстетических критериев в оценке явлений современной художественной культуры.

В числе первых, возникших в «послеперестроечную» пору галерей Петербурга, которые доныне сохраняют свою активность, можно также назвать: «Невский-20» (основана в 1988 году как галерея Товарищества свободных художников С.-Петербурга; расположена в доме Голландской церкви на Невском пр., 20 – в одном из старейших выставочных центров города, ведущем свою историю с середины XIX века), «Гильдию мастеров» (основана в 1989 году на Невском пр., 82, как галерея Ленинградского отделения Советского фонда культуры; в первые годы специализировалась на декоративно-прикладном искусстве), «С.П.А.С.» (основана в 1991 году; первоначально располагалась на Сестрорецкой ул., д. 8, ныне на набережной Мойки, 93), «Форум» (основана в 1991 году; ныне Муниципальная галерея при Библиотеке им. Л. Н. Толстого, 6-я линия Васильевского острова, 17) и Галерею Михайлова (Галерея Фонда свободного русского современного искусства; создана в 1992 году на основе обширной художественной коллекции Георгия Михайлова, включающей работы, «приговоренные» в 1979 году к уничтожению по решению суда; располагается на Литейном пр., 53).

Многие из созданных в те годы галерей по тем или иным причинам прекратили существование. Но некоторые из них успели оставить заметный след в истории петербургского искусства новейшего времени. В их числе упомянутая выше галерея «Ариадна», галерея эротического искусства «Ева» (в 1993–96 годах располагалась на пл. Искусств, д. 5, в мансарде дома, где ныне возрождено историческое литературно-художественное кафе «Бродячая собака») и галерея «Аполлон» (в 1996–99 годах располагалась по адресу Миллионная ул., 13), ставившая целью восстановление прерванных традиций отечественного художественного авангарда 1900-х–1920-х годов.

К настоящему времени в Петербурге имеется более ста галерей, художественных салонов, выставочных залов, общественных, частных и государственных музеев, специализирующихся на современном искусстве. Их задачи, профиль, круг сотрудничающих художников, юридический статус, формы и методы работы чрезвычайно разнообразны. Их диапазон пролегает от великолепных дворцовых пространств до едва приметных полуподвальных помещений, от просторных залов с богатым современным дизайном (например, галерея «Д-137», получившая название от номера дебаркадера, на котором располагалась до 2000 года; ныне – на Невском пр., 90-92) до частных «квартирных» галерей, рассчитанных для сравнительно узкой аудитории, – таких как галерея Дмитрия Семенова (Лиговский пр., 63), галерея Марины Гисич или галерея Ирины и Джона Николсон (обе – наб. р. Фонтанки, 121).

Небольшие художественные выставки постоянно устраиваются в залах литературно-мемориальных музеев Ф. М. Достоевского, А. А. Ахматовой, Н. А. Некрасова, В. В. Набокова, Всероссийского музея А. С. Пушкина, Государственного музея городской скульптуры, особняке Румянцева (отдел Государственного музея истории С.-Петербурга), Невской куртине Петропавловской крепости, Государственном музее политической истории (особняк Кшесинской), в Чайном и Кофейном домиках Летнего сада, других городских музеях, муниципальных выставочных залах, библиотеках и учебных заведениях. В качестве выставочных площадок нередко используются книжные магазины (ранее – «Книжная лавка писателей», Невский пр., 66, и магазин-салон «Ленинград», Невский пр., 52; ныне – магазины-клубы «Англия», наб. р. Фонтанки, 40, и «Снарк», пр. Чернышевского, 17), рестораны и кафе («Старая деревня», ул. Савушкина, 72; «Кофе-брейк», наб. канала Грибоедова, 22; «Идиот», наб. р. Мойки, 22).

Следует признать, что роль галереи (выставочного зала) как рыночного инструмента в Петербурге пока еще невысока, хотя общественно-эстетическая функция галереи как учреждения, призванного стать местом встречи художника и зрителя, отнюдь не утратила своего значения.

Для современного петербургского арт-рынка характерна высокая «степень свободы» художника, который, как правило, не связан какими-либо договорными отношениями и имеет возможность одновременно сотрудничать с разными галереями, а также самостоятельно осуществлять продажу своих произведений (чему в последние годы существенно способствует интернет). Художественный мир остается «неподеленным» между нашими коммерческими структурами, и большинство галерей Петербурга фактически работают с единым кругом художников. Разумеется, это накладывает заметный отпечаток на деловую стратегию галерей, которая часто строится не на поиске и продвижении новых талантов, а на приглашении художников с устойчивой творческой репутацией, способных поддержать престиж галереи.

Отсутствие видимой конкуренции между галереями на петербургском арт-рынке в известной мере способствует развитию другой характерной черты нашей художественной жизни, а именно – зародившейся в конце 1980-х традиции крупных объединительных выставок, к организации которых привлекаются различные художественные структуры. Акции общегородского масштаба проходят в Центральном выставочном зале «Манеж», основанном в 1977 году в историческом здании Конногвардейского манежа (Исаакиевская пл., 1) после выселения оттуда гаража Управления КГБ. Здесь состоялись такие значительные художественные события, как «Фестиваль ленинградских галерей», организованный в 1990 году по инициативе Ленинградского управления культуры, Международное бьеннале современного искусства «Диалоги» (с 1994), ежегодная выставка новых работ петербургских художников «Петербург» (проходит с 1992), Международный фестиваль экспериментальных искусств и перфоманса (ежегодно с 1996).

Другим крупнейшим в городе центром современного искусства является основанный в 1978 году Выставочный комплекс С.-Петербургского Союза художников (до 1992 года находился в ведении Дирекции выставок Художественного фонда СССР, ныне имеет автономный статус городской общественной организации), в котором проводится до 40 персональных, групповых и тематических выставок в год, в том числе ежегодные: Весенняя и Осенняя выставки С.-Петербургского Союза художников, Выставка работ новых членов Союза художников.

Важной особенностью современного художественного Петербурга является консолидированное участие в крупных акциях общегородского значения многих коммерческих, общественных и муниципальных структур. В международных фестивалях искусств «От авангарда до наших дней» (проходит ежегодно с 1992) и «Мастер класс» (с 1993), в ежегодных городских фестивалях «Осенний фотомарафон» (проходит с 1998) и «Неофициальная столица» (2000) участвуют десятки галерей, театров, музеев, клубов, выставочных и концертных залов. Общероссийская программа «Абстракция в России: ХХ век», осуществленная Государственным Русским музеем (декабрь 2001 – март 2002), привлекла большинство петербургских галерей, которые одновременно развернули у себя выставки абстрактного искусства.

Исключительная роль в изучении, пропаганде и собирании современного петербургского искусства принадлежит отделу новейших течений Государственного Русского музея, созданному под руководством Александра Боровского в 1991 году по аналогии с отделом новейших течений, основанным в 1920-е годы Николаем Пуниным. По словам Боровского, появление отдела непосредственно отразило те кардинальные перемены, которые произошли в советском обществе на рубеже 1980–90-х годов, когда не только исчезла оппозиция так называемого официального и неофициального искусства, определявшая советскую художественную сцену во второй половине ХХ века, но и появилась возможность собирать и показывать в музее актуальное искусство. За время существования отделом проведено более 250 выставок современного искусства, собрана коллекция этапных произведений петербургских художников. Важной задачей отдела является продвижение современного петербургского искусства на мировой художественной сцене.

Полтора десятилетия назад на смену идеологическому диктату в области искусства пришел художественный рынок с его забытыми у нас или же пока еще непознанными законами. Новые времена выдвинули новые побудительные мотивы для творчества, видоизменив сам подход мастера к своему ремеслу. Традиционные для творческих личностей 1970-х годов должности сторожа, дворника или истопника оказались трудносовместимыми с образом талантливого художника. Представление о преуспевающем маэстро, чью просторную мастерскую часто навещают богатые коллекционеры и почитатели таланта, стало гораздо ближе большинству профессионалов, нежели поза непризнанного гения. Однако, реальное воплощение этого идеала оказалось сопряжено с весьма большими трудностями, корни которого кроются в непреодолимой бедности нашего общества.

Противоречивость современной художественной ситуации в Петербурге в общих чертах сводится к следующему. С одной стороны, Петербург вполне обоснованно претендует на статус одной из мировых художественных столиц – в силу исторической значимости своих культурных традиций, в силу масштабов и безусловной ценности сосредоточенных здесь музейных художественных богатств, в силу признанного авторитета своих художественно-образовательных учреждений, наконец, в силу высокого профессионального уровня и впечатляющей численности работающих здесь художников (по разным оценкам от 10 до 12 тысяч).

С другой стороны, по уровню развития арт-рынка Петербург безнадежно отстает от Москвы и других крупных европейских художественных центров, разделяя горькую участь российской провинции, где талантливый художник, не нашедший выхода на Запад, зачастую обречен либо влачить нищенское существование, либо подыскивать себе приработок за пределами избранной профессии. На этом фоне не кажется удивительным видимое «перенасыщение» едва зародившегося петербургского арт-рынка, которое приводит к вынужденному четырех– пятикратному занижению цен на произведения искусства по сравнению с общеевропейскими стандартами.

Перед организаторами «выставочной прозы» Петербурга стоит нелегкая задача преодолеть это противоречие, доказав жизнеспособность нашего искусства как общественно значимой профессиональной сферы, составляющей важнейшую область отечественной культуры. На этом пути им предстоит выработать конструктивную программу совместных действий, в основу которой должно быть положено представление о принадлежности петербургского искусства к общероссийскому и мировому художественному движению.

 

Опубликовано: справочник «Единый художественный рейтинг», вып. 7. М., 2003.

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА

На страницу «избранные статьи»